Зима в России наступает внезапно, и мало кто из начинающих автомобилистов готовится к ней заранее. В этой статье Вы найдете самые популярные советы по уходу за автомобилем в зимний период.

Готовиться к зиме стоит заранее

К подготовке своего автомобиля необходимо подходить тщательно и ответственно, ведь от этого будет зависит не только безопасность на дороге, но и срок службы многих механизмов и деталей.

Приступать к подготовке авто желательно до наступления холодов - в конце октября - ноябре. При этом необходимо учитывать, что зимнюю резину лучше устанавливать до того, как столбик термометра опустится ниже +5°C. Все остальные подготовительные работы лучше сделать еще раньше.

Обязательные процедуры

При своевременном прохождении техосмотра автомобили не нуждаются в каких-либо специальных мероприятиях по подготовке к эксплуатации в зимний период. Но существует ряд обязательных операций, которые желательно выполнить перед наступлением холодов для того, чтобы обезопасить себя от нежданных проблем в дороге, среди них:

  • переход на «зимний» тип шин;
  • замена жидкости в бачке омывателя на незамерзающую;
  • проверка аккумулятора и системы зажигания;
  • проверка уровней всех технических жидкостей (масло, охлаждающая жидкость, масло в рулевом механизме);

Помимо этих основных работ специалисты в преддверии зимы также рекомендуют провести защиту лакокрасочного покрытия кузова (коррозия, отслоение краски), диагностику ходовой части, проверить развал-схождение колес, заменить щетки стеклоочистителя, а также коврики с тканевых на резиновые.

Кроме того, не будет лишним проверить систему отопления и вентиляции, систему освещения и техсостояние тормозной системы. Также автовладелец может самостоятельно смазать замки, петли и резиновые уплотнители дверей специальными смазками, которые не позволят им «замерзнуть» в морозную погоду.

Для особого комфорта в зимний период можно дополнительно установить такое оборудование, как: подогреватели для двигателя и салона, подогрев заднего ряда сидений или установить дистанционный запуск автомобиля.


Резина

Чтобы первые заморозки и гололедица не застали врасплох на дороге, в первую очередь необходимо «переобуться» на зиму. Установку зимней резины обязательно произвести до наступления морозов, когда средне суточная температура еще выше ноля.

Не стоит экономить при выборе зимних шин. Необходимо устанавливать одинаковые шины на все колеса (особенно это касается автомобилей с полным приводом).


Под капотом

В первую очередь необходимо проверить антифриз в системе охлаждения, тормозную жидкость, а также сменить летнюю жидкость омывателя стекла (полностью ее слить) на зимнюю, так как замена замерзшего бачка в современных авто достаточно дорогое и трудоемкое удовольствие.

Что касается масла, его необходимо менять в том случае, если это связано с проведением регламентного ТО. Если водитель использует круглый год синтетические масла, необходимости менять масло на зимний период нет, так как температура замерзания у таких масел в среднем -38 градусов.


Электрика

Зимой многие из электроцепей попадут в бесчисленное количество соляных ванн, к этому также следует подготовится. Необходимо провести тщательную диагностику электронных систем, выявив видные глазу нарушения контактов или неработающих систем.

Обратите внимание на целостность проводки. Возможно, на ней появились потертости, заломы или повреждения изоляционного слоя. Кстати, наибольшей устойчивостью к сырости и высоким температурам славится силиконовая проводка.

Также необходимо проверить состояние свечей зажигания для бензиновых двигателей (свечей накала для дизельных), для последних так же важно произвести смену топлива на зимнее. Если свечи еще в хорошем состоянии, то их нужно просто хорошо прочистить.

Если до очередного техосмотра еще далеко, то проверить состояние «электрики» можно и самостоятельно.


Аккумулятор

В норме должно быть и состояние аккумуляторной батареи, ведь не секрет, что при низких температурах емкость аккумулятора снижается, а зимой характерен затрудненный запуск двигателя. Следовательно, нужно проверить аккумулятор, убедиться в его работоспособности и в том, что он достаточно заряжен, а при необходимости – зарядить его.

Если аккумулятор уже служит вам более двух лет, то существует реальная опасность, что его энергоемкости просто не хватит для успешного холодного старта.

Проверку плотности аккумуляторной батареи советуют выполнять на СТО, т.к. данная операция предполагает контакт с очень агрессивной химической средой: малейшая капля жидкости безнадежно испортит лакокрасочное покрытие автомобиля и одежду.


Кузов

В первую очередь специалисты советуют заблаговременно устранить даже не значительные повреждения лакокрасочного покрытия, которые в зимний период, при частых осадках и под воздействием химических реагентов, используемых на дорогах, имеют все шансы уже весной «порадовать» владельца авто свежеприобретенной ржавчиной.

Существует много различных средств для защиты лакокрасочного покрытия, которые можно нанести самостоятельно, например, воск или более прогрессивные современные средства, такие как полимерные материалы.

Если автомобиль эксплуатируется уже больше одного зимнего сезона, специалисты рекомендуют сделать антикоррозионную обработку.

Важно также помнить, что перед зимой стоит осмотреть днище автомобиля и проверить состояние заводской антигравийной защиты, при необходимости отреставрировать поврежденные участки, поломанные защитные щиты, подкрылки - заменить, проверить состояние выхлопной системы.

Стоит позаботится и о состоянии дверных проемов и дренажных систем дверей (люков), предварительно обработав все уплотнители специальными гелями во избежание примерзания (в зимний период рекомендуется выполнять после каждой мойки автомобиля).

Отдельно стоит уделить внимание состоянию петель и замков, а также замочных скважин, обработав их средствами, вытесняющими влагу. Несмотря на то, что многие авто используют электроприводы, непредвиденный отказ может стоять драгоценного времени и потраченных нервов.

В сезон дождей и снегопадов важно иметь качественные «дворники». Также не забудьте убедиться в исправности систем освещения.


Подвеска, приводы, тормоза

В холодное время амортизаторы и резинотехнические системы переживают самые высокие нагрузки, поэтому отдельно стоит провести диагностику подвески, проверить состояние всех резиновых пыльников приводных валов, износившееся - заменить во избежание попадания влаги, проверить состояние тормозной системы, обратить особое внимание на классические системы ручного тормоза, состояние пыльников суппортов, чтобы исключить любое попадание влаги и последующее подклинивание механизмов.


Что можно сделать самому?

Большинство простых операций автовладелец вполне способен провести самостоятельно, конечно при наличии необходимых знаний, времени и желания. При этом более сложные работы, такие как диагностика ходовой или шиномонтаж, рекомендуется выполнять на сервисной станции.

А вот замену жидкости, масла, стеклоочистителей, ковриков, обработку кузова специальными антикоррозионными средствами можно провести и самостоятельно.


Полезные советы

  1. Если уровень тормозной жидкости в районе отметки «min», то в мороз из-за «сжимания» тормозной жидкости уровень еще больше снизится, и можно получить засветку лампы на щитке приборов. Поэтому надо довести уровень до отметки «max».
  2. Поскольку запуск двигателя в холодный период связан с определенными трудностями, то особое внимание в этот период, необходимо обратить на качество топлива. Экономить на топливе зимой не надо, особенно если авто - с дизельным мотором.
  3. Прогрев авто перед началом движения: рекомендовано не только для прогрева двигателя, но и для прогрева жидкостей трансмиссии (коробка автомат, механика, гидроусилитель руля). Также лучше начинать движения на пониженных скоростях, это позволит прогреть детали подвески, в которых используются технологические жидкости (амортизаторы). Около 2-3 мин.
  4. Запускать автомобиль обязательно нужно на нейтральной передаче (для авто с механической коробкой передач) с выжатым сцеплением - это уменьшает нагрузку и облегчает запуск авто.
  5. Кроме того, желательно при длительной стоянке реже использовать ручной тормоз из-за угрозы примерзания тормозных колодок.
  6. Что касается салона автомобиля, здесь лучше не применять его резкий обогрев, направляя струю воздуха на лобовое стекло, иначе оно может лопнуть или дать трещину.
  7. Дабы не допустить образования влаги в салоне, возможной коррозии, нужно заменить текстильные коврики резиновыми, а также убирать в салоне не реже двух раз в неделю.
  8. В багажнике желательно иметь буксировочный трос, скребки, щетки, антиобледенители стекол, ну и конечно небольшую лопату. Особо предусмотрительные могут положить небольшой мешочек песка.